При бюджетном финансировании такие работы выполняются в отношении:
земельных участков, описание местоположения границ которых в ЕГРН не соответствует требованиям Закона о госрегистрации недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности);
земельных участков, образование которых предусмотрено документами, определенными в ч. 6 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности. Например, в отношении лесных участков такие работы выполняются, только если их образование предусмотрено утвержденной проектной документацией лесных участков (п. 4 ч. 6 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности, Письмо Росреестра от 12.10.2020 N 13-00294/20);
зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН (п. 3 ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности). В то же время комплексные кадастровые работы могут проводиться, даже если в ЕГРН нет сведений о правообладателе объекта. Это следует из п. 2 Письма Росреестра от 28.09.2020 N 13-3521-АБ/20.
Такие работы не выполняются в отношении:
линейных объектов (п. 3 ч. 1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности);
земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии (ч. 5 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).
При внебюджетном финансировании комплексные кадастровые работы могут выполняться независимо от кадастрового деления в границах территории, если (ч. 1 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности):
на ней ведется садоводство или огородничество для собственных нужд граждан;
она используется членами гаражного кооператива, объединяющего правообладателей гаражей и (или) земельных участков, занятых такими гаражами;
на ней расположены объекты недвижимости, которые принадлежат участникам иного гражданско-правового сообщества (например, членам товарищества собственников недвижимости).
Если на территории кадастрового квартала (кварталов) такие работы проведены, их повторное выполнение не допускается. Если работы были выполнены за счет внебюджетных средств в границах территории, указанной в ч. 1 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности и представляющей собой часть кадастрового квартала (части кварталов), на оставшейся части территории квартала (частях кварталов) можно выполнять комплексные кадастровые работы, в том числе за счет бюджетных средств (ч. 4 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).
Если при выполнении указанных работ исполнитель допустил реестровую ошибку, ее можно исправить по правилам ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о госрегистрации недвижимости) (п. 26 блока 1 Вопросов по проведению комплексных кадастровых работ из Письма Росреестра от 15.08.2023 N 18-02532/23).
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 2 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности):
уточняется местоположение границ земельных участков;
устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
обеспечивается образование земельных участков, в том числе тех, на которых расположены здания, включая МКД и сооружения (кроме линейных объектов);
обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами, водными объектами, пляжами;
обеспечивается образование земельных участков общего назначения в границах территории, на которой граждане ведут садоводство (огородничество) для собственных нужд, а также участков в границах территории гаражного назначения, в том числе общего назначения в границах такой территории;
обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН (ст. 42.4 Закона о кадастровой деятельности, п. 7.2 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).
Как выполняются комплексные кадастровые работы.
Основанием для выполнения комплексных кадастровых работ является (ч. 1, 2 ст. 42.3 Закона о кадастровой деятельности):
государственный или муниципальный контракт - для работ, финансируемых за счет бюджетных средств;
договор подряда - для работ, финансируемых за счет внебюджетных средств.
Заказчиком комплексных кадастровых работ выступает (ч. 4 и 6 ст. 42.2 Закона о кадастровой деятельности):
уполномоченный орган самоуправления муниципального района, муниципального округа (городского округа) либо уполномоченный исполнительный орган госвласти субъекта РФ - для работ, финансируемых за счет бюджетных средств;
правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых выполняются такие работы, - для работ, финансируемых за счет внебюджетных средств.
От имени заказчиков работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, вправе выступать лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности, указания федерального закона, а также представитель, в частности, участников гражданско-правового сообщества правообладателей объектов недвижимости (ч. 6 ст. 42.2 Закона о кадастровой деятельности).
Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры – индивидуальны предприниматели (далее – ИП) либо кадастровые инженеры - работники юрлица. Контракт или договор подряда заключается с ИП или юрлицом (ч. 3 ст. 42.3 Закона о кадастровой деятельности). Другие лица, в том числе кадастровые инженеры, работающие у ИП по трудовому договору, не вправе выполнять такие работы. Кадастровые инженеры должны состоять в СРО (ч. 1 ст. 29, ст. ст. 32, 33 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 Письма Минэкономразвития России от 27.05.2019 N 16648-ВА/Д23и).
Кроме того, заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ может ППК «Роскадастр» (ч. 1 ст. 33 Закона о кадастровой деятельности).
Учтите, что до заключения договора подряда на выполнение комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств их заказчики должны направить в уполномоченный орган запрос о том, планируется ли выполнение этих работ за счет бюджетных средств. Информация о таком планировании (с указанием периода (срока) выполнения работ) либо о его отсутствии должна быть направлена в срок не более 10 рабочих дней со дня получения данного запроса (ч. 2 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности).
Комплексные кадастровые работы проводятся в следующем порядке (ч. 1, пп. 4 ч. 2 ст. 42.6, ч. 1 ст. 42.10, ч. 8 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности):
исполнитель разрабатывает проект карты-плана территории;
согласительная комиссия согласовывает местоположение границ земельных участков;
уполномоченный орган утверждает и представляет карту-план в орган регистрации прав.
Как разрабатывается проект карты-плана территории
На этом этапе исполнитель работ в том числе (ч. 2 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности):
получает или собирает необходимые документы с исходными данными. После заключения государственного (муниципального) контракта исполнитель работ получает от заказчика имеющиеся в распоряжении последнего материалы и необходимые сведения. К ним, в частности, относятся сведения из ЕГРН, адресного реестра, архивов органов местного самоуправления, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем. Иные необходимые материалы исполнитель получает самостоятельно (ч. 4 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности). Когда выполнение работ финансируется за счет внебюджетных средств, сведения, материалы и документы исполнитель получает самостоятельно, если иное не установлено договором подряда (ч. 3 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности);
уведомляет правообладателей объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, о начале их выполнения;
представляет в орган регистрации прав заявление о внесении в ЕГРН сведений об адресах электронной почты и (или) о почтовых адресах правообладателей объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы;
представляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;
подготавливает проект карты-плана территории. Требования к карте-плану установлены в ст. 24.1 Закона о госрегистрации недвижимости. Ее форма и Требования к ее подготовке утверждены Приказом Росреестра от 04.08.2021 N П/0337.
Как согласовывается местоположение границ земельных участков
Согласование проводится, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ (ч. 1 ст. 39, ч. 13 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности):
земельного участка, в отношении которого выполнялись эти работы;
смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Согласование границ проводит согласительная комиссия.
После работы согласительной комиссии исполнитель работ оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции (п. 6 ч. 2 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности). Полагаем, что данный документ исполнитель передает согласительной комиссии, а та направляет его в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории (см. ч. 19 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности).
В карту-план территории не включаются сведения о земельном участке, если в случае, указанном в ч. 5 ст. 42.8 Закона о кадастровой деятельности, по независящим от исполнителя работ причинам не получено согласие правообладателя участка с результатами комплексных кадастровых работ (п. 7 Письма Росреестра от 28.09.2020 N 13-3521-АБ/20).
Есть случаи, когда сведения об объектах недвижимости возможно не включать в карту-план территории. Например, так происходит, когда на момент выполнения комплексных кадастровых работ объекты прекратили существование в связи с гибелью или уничтожением, но их собственники не обратились в орган регистрации прав с заявлением о снятии с кадастрового учета и (или) о регистрации прекращения права (п. п. 6, 8 Письма от 28.09.2020 N 13-3521-АБ/20, п. 13 блока 1 Вопросов по проведению комплексных кадастровых работ из Письма Росреестра от 15.08.2023 N 18-02532/23).
Как утверждается и представляется в орган регистрации прав карта-план территории
Исполнитель представляет (п. п. 5, 5.1 ч. 2 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности):
заказчику - проект карты-плана территории для рассмотрения;
в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, - сведения о выявленных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ объектах, указанных в ч. 4.1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности (при наличии), по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 06.11.2019 N 728. Если у лица, использующего участок для ведения садоводства (или для ИЖС, или ЛПХ) в границах населенного пункта, есть правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на него, то не требуется отражать информацию в порядке ч. 4.1 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности о постройках на таком участке, по которым не нужно получать разрешение на строительство или согласование их строительства (Письмо Росреестра от 12.10.2020 N 13-00294/20);
в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, - предусмотренную ч. 4 ст. 42.8 Закона о кадастровой деятельности информацию о границах фактического использования земельных участков, если сведения о таких границах не могут быть внесены в ЕГРН в связи с уточнением местоположения границ участка и для этой цели требуется образование нового участка (при наличии).
Заказчик работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, после рассмотрения проекта карты-плана направляет его в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории (п. 3 ч. 1, п. 2 ч. 1.1 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности).
Если проводилось согласование границ, то проект карты-плана в окончательной редакции и необходимые документы для утверждения карты-плана в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории направляет согласительная комиссия (ч. 19 ст. 42.10 Закона о кадастровой деятельности).
Орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, после ее утверждения направляет ее в орган регистрации прав (п. 3 ч. 1, ч. 8 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности, ч. 3 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости).
Если орган регистрации прав приостановит кадастровый учет или примет решение об исправлении ошибки в карте-плане территории, то исполнитель должен подготовить карту-план территории с исправленными или дополненными сведениями. У него есть на это 15 рабочих дней со дня, когда получена соответствующая информация от уполномоченного органа. Такая подготовка карты-плана не считается повторным выполнением комплексных кадастровых работ (ч. 9 ст. 42.6 Закона о кадастровой деятельности).
Как правообладателю недвижимости действовать при проведении комплексных кадастровых работ
Исполнитель работ направляет извещения правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, по адресам и (или) адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРН (при наличии) (ч. 2 ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности). О начале проведения работ можно узнать, в частности, на сайте органа регистрации прав и на сайте органов, по заказу которых выполняются комплексные кадастровые работы (ч. 1 ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности). Подробно порядок информирования приведен в ст. 42.7 Закона о кадастровой деятельности.
Росреестр сообщил,