Согласно статье 209 ТК РФ, профессиональный риск работников – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях.
Оценка рисков – это выявление опасностей, возникающих в ходе работы сотрудника, определение их величины и тяжести потенциальных последствий. При правильном применении, оценка профессиональных рисков на рабочих местах на предприятии – мощный инструмент по охране труда и обеспечении безопасности.
Оценка рисков должна проводиться в три этапа: подготовка, выявление опасностей, оценка и управление профессиональными рисками. Каждый из них важно полностью пройти, потому что он будет являться базой для следующего.
В первый этап, входит подготовка процедурных документов. Необходимо выпустить приказ о проведении оценки профессиональных рисков в организации. В нем фиксируются ответственные лица, сроки проведения, формируется комиссия по определению профессиональных рисков, составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков и проинформировать работников о предстоящей оценке рисков.
Во время второго этапа работодатель выявляет опасности на рабочих местах и идентифицирует все опасности, которые могут произойти в процессе выполнения рабочих обязанностей, а также их источники, формирует и утверждает реестр всех выявленных опасностей.
Последний, третий этап предназначен для управления рисками. Нужно составить план мероприятий, которые позволят снизить или полностью устранить риск и, самое главное, реализовать эти мероприятия.
Важно понимать, что даже после завершения третьего этапа работа над оценкой профессиональных рисков не заканчивается. Ответственный работодатель постоянно контролирует безопасность рабочего процесса и стремится вовремя снизить вероятность травм, заболеваний и несчастных случаев для своих сотрудников.
Основной результат процедуры - это структурированные качественные или количественные данные о существующих опасностях и рисках для здоровья работников на всех рабочих местах в организации. Руководство принимает решения по улучшению условий труда, снижению рисков, внедрению культуры безопасности на рабочем месте и в целом по охране труда на основе этих данных.